Гипотиреоз представляет собой заболевание щитовидной железы, требующее диагностики и лечения в клинике. При наличии патологии отмечается недостаточность гормона тироксина, трийодтриронина. Они вырабатываются щитовидной железой в норме. От уровня этих гормонов зависят обменные процессы – они способствуют нормализации холестерина, улучшению репродуктивной функции.

При гипотиреозе этих компонентов недостаточно, нарушаются жизненно важные процессы. Пациенты с данным заболеванием страдают от лишнего веса, отечности, повышенного уровня холестерина, заболеваний сердца. Наиболее часто от гипотиреоза страдают женщины после 40 лет.

Общие сведения

Гипотиреозом называют состояние, требующее лечения – щитовидная железа не вырабатывает достаточное количество гормонов. Гипотиреоз может быть первичным, когда поражается щитовидная железа, либо вторичным, когда нарушается ее регуляция со стороны гипофиза.

Первичное заболевание может быть явным и субклиническим. В первой ситуации железа практически не функционирует и гормоны снижаются на значительные показатели. Это вызывает различные симптомы и осложнения. При субклиническом гипотиреозе работа органа нарушена, но уровень некоторых гормонов находится в пределах нормы.

Выраженный гипотиреоз без отсутствия требуемого лечения может привести к сердечным заболеваниям. Патология может спровоцировать развитие атеросклероза, инфаркт или инсульт, некоторые сосудистые поражения.

Первичный гипотиреоз часто развивается в случае повреждения тканей органа, аутоиммунного заболевания. Заболевание затрагивает практически все системы органов. Пациент чувствует сонливость и апатию, зябкость. Больному тяжело переносить холод, отмечается сухость кожи, волос, нарушение стула, ожирение. Сердце бьется медленнее, увеличивается уровень холестерина в крови. У женщин нарушается менструальный цикл, развивается бесплодие. У мужчин отмечается нарушение половой функции. Лечение гипотиреоза без гормонов либо с их использованием назначает врач.

Причины возникновения гипотиреоза

Есть несколько причин, из-за которых развивается заболевание. Оно может возникнуть из-за повреждения клеток щитовидной железы лимфоцитами при аутоиммунной патологии. Такое заболевание развивается постепенно и становится хроническим. Проблема может появиться из-за удаления органа.

Гипотиреоз может быть связан с атрофией тканей органа из-за радиоактивного облучения, после лечения с применением радиоактивного йода. Развивается из-за продолжительного приема тиреостатиков при устранении диффузного зоба. Заболевание появляется в результате продолжительного и бесконтрольного приема препаратов, нарушающих синтез гормонов, в результате дефицита йода.

В первичной форме патология развивается из-за процессов воспаления, вызванных вирусами, грибками, бактериями. Помимо этого, патология развивается из-за аплазии или гипоплазии органа, возможна наследственная предрасположенность. Патология вызывается удалением органа, дефицитом йода.

Вторичный гипотиреоз появляется из-за нарушений связи между органами эндокринной системы. Наличие опухолей гипофиза, гипоталамуса, выполнение хирургического вмешательства на головном мозге при опухолях приводят к развитию осложнений. Методы лечения гипотиреоза подбираются индивидуально с учетом состояния здоровья пациента, причин развития заболевания.

Симптомы гипотиреоза

Можно выделить несколько симптомов гипотиреоза, при появлении которых нужно начать лечение. Признаки заболевания обычно появляются постепенно и могут быть незаметны на первых стадиях развития.

К ним относят сонливость, вялость, снижение работоспособности. Возможно ухудшение памяти и интеллектуальной деятельности. Пациент, страдающий от патологии, тяжело переносит смену температуры. Возможно облысение, кожа становится сухой и шелушится, появляется ломкость ногтей.

Один из признаков развития заболевания – появление отеков под глазами, припухлость конечностей. Вес увеличивается без изменений рациона питания, появляются проблемы с пищеварением и стулом. При прогрессировании патологии увеличивается печень. Пациент чувствует тяжесть при ходьбе, возможно появление болей в области сердца, затруднение дыхания. У женщин нарушается менструальный цикл, у мужчин развивается импотенция.

Развитие гипотиреоза приводит к замедлению любых процессов в организме. Нехватка гормонов приводит к тому, что температура тела снижается, пациенту постоянно холодно, тяжело переносить как низкие, так и высокие температуры. Кости становятся более ломкими.

Пациенты с гипотиреозом наиболее подвержены инфицированию, частым простудным заболеваниям, так как иммунная система не справляется со своими функциями. Возможны частые головные боли, неприятные ощущения в мышцах и суставах. Из-за сдавливания нервов отечными тканями возможно онемение рук. Отечность тканей при запущенной стадии заболевания приводит к снижению остроты зрения, ухудшению слуха, голос становится более низким.

Популярен вопрос, какой врач лечит гипотиреоз. При появлении данных симптомов рекомендуется обратиться к эндокринологу. В клинике «Медиал» есть врачи, которые специализируются на лечении гипотиреоза и других заболеваний щитовидной железы. Чтобы записаться на консультацию, позвоните по телефону, указанному на официальном сайте.

Осложнения гипотиреоза

Заболевание развивается постепенно в течение нескольких лет. Опасность его в том, что многие пациенты принимают его симптомы за обычную усталость или естественное старение.

Заболевание приводит к развитию депрессии, нарушениям стула, ощущениям холода, сухости кожи. Масса тела увеличивается, появляется слабость в мышцах. Пульс замедляется, пациент жалуется на скованность в суставах, выпадение волос, изменение голоса, снижение остроты зрения, нарушения слуха.

Лицо становится одутловатым, появляется отечность в области конечностей. При отсутствии диагностики и лечения гипотиреоза пульс становится низким, нарушается сердечный ритм, развивается недостаточность органа.

Возможно нарушение работы почек, жидкость медленнее выводится из организма, появляются отеки. Поражается нервная система – нарушается речь, появляются трудности при ходьбе, боли в конечностях. При беременности значительно возрастает риск самопроизвольного аборта или преждевременных родов. Мужчины и женщины при гипотиреозе часто страдают от бесплодия.

Чтобы избежать риска развития осложнений, требуется начать своевременную терапию. Полностью избавиться от патологии нельзя, однако, можно устранить симптомы и осложнения заболевания. Для этого назначают синтетические гормоны железы. Их дозировка подбирается с учетом результатов анализов крови.

Диагностика гипотиреоза

Своевременное проведение диагностики гипотиреоза в московской клинике «Медиал» позволяет выявить патологию на ранних этапах развития и начать лечение. Первоначально врач проводит зрительный осмотр, собирает анамнез, пальпирует область шеи. После этого потребуется сдать анализы на гормоны щитовидной железы.

Чтобы оценить структуру щитовидной железы, визуализировать узлы, кисты, состояние лимфатических узлов, проводится ультразвуковое исследование. Оно выполняется в положении лежа, не несет лучевой нагрузки, побочные реакции отсутствуют. Его можно выполнять многократно.

Сцинтиграфия представляет собой радиоизотопное исследование, которое позволяет наглядно изучить поглощение йода железой. Распределение йода позволяет сделать вывод о функционировании органа, на ранних этапах выявить различные заболевания. Исследование несет незначительную лучевую нагрузку.

Возможно выполнение тонкоигольчатой пункции. При помощи процедуры исключается карцинома. Такой метод диагностики осуществляется в положении лежа. Кожу дезинфицируют и под контролем УЗИ при помощи тонкой иглы извлекают клеточный материал. Он изучается под микроскопом. Подходящий метод исследования подбирается эндокринологом с учетом симптомов.

Как протекает болезнь?

Гипотиреоз – состояние, при котором снижаются функции щитовидной железы, снижается уровень вырабатываемых гормонов. Симптомы могут быть различными в зависимости от возраста пациента, наличия у него сопутствующих хронических заболеваний.

Продолжительное течение заболевание часто сопровождается изменениями внешности. Появляется одутловатость лица, веки и конечности отекают. Повышается вес, нарушается менструальный цикл у женщин, у мужчин развивается импотенция. При тяжелом течении появляется заторможенность, нарушается речь, изменяется тембр голоса. Он становится низким и сиплым. Возможно ухудшение зрения, развитие глухоты.

Лечение гипотиреоза

Схема лечения подбирается врачом с учетом состояния пациента, результатов инструментальной диагностики и показателей анализов. Возможно назначение гормонов, которые содержат тироксин, трийодтиронин, чтобы нормализовать их уровень в организме.

Помимо этого, дополнительного могут назначаться витамины и минералы, в том числе, с содержанием йода. Симптоматические варианты медикаментов назначаются, чтобы устранить осложнения – следствия дисфункции щитовидной железы. Комплексная терапия позволяет восстановить обменные процессы, повысить качество жизни пациента.

Для того, чтобы пройти осмотр врача и получить план лечения, обратитесь в клинику «Медиал». Записаться на прием и уточнить его стоимость можно по телефону +7 (495) 085-05-37 или через онлайн-чат.